Последние новости закрыть

Просто интересно

2009-08-20T10:15:55+04:00 2015-03-26T12:17:53+03:00
0
Администраторы
+ 68
Легенда
Странница
09:16, 20.08.2009
Живые мосты



Пока на Западе архитекторы и учёные разрабатывают технологии экологического строительства, а также концепции выращивания «живых зданий», подобные идеи уже довольно давно эксплуатируются в менее развитых странах Востока, где природа и климат весьма способствуют этому. В индийском штате Мегхалая, что на востоке Индии, местная народность кхаси уже многие годы занимается выращиванием живых мостов, которые с каждым годом становятся всё прочнее и сами себя «ремонтируют».



Технология строительства живого моста не особенно сложна, однако «выращивание» моста занимает довольно длительный срок. Желая построить очередной мост через овраг или речку в джунглях, «строители» находят подходящие виды каучуковых деревьев и начинают направлять их корни, соединяя их со стволами бетелевой пальмы. После того, как корни «схватят» ствол, они начинают расти вдоль него, соединяются между собой, образуя прочные связи.



С каждым годом такой мост становится всё прочнее и прочнее, не требуя какого-либо поддерживающего ремонта. Такой мост может выдержать не только вес нескольких человек – он способен без проблем переносить нагрузки в несколько тонн.


Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Лабиринты и их тайны



Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое; войдя в лабиринт, человек попадает в "мир иной" и может лишиться жизни.

Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращапа жертву к исходной точке... Лабиринт отказывался отпускать своих гостей...

Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы "украшали" человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.

В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами.

Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра.

Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на самом деле далек от "первоисточника". Большинство древних "классических" лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.



Строго говоря, не всякий клубок запутанных ходов следует называть лабиринтом. Классический вариант имеет семь концентрических линий, плотно закрученных вокруг центрального ядра. Вход только один. Длинный путь от него обязательно приводит к центру, который, если быть точными, смещен немного к краю. Соприкасаясь вплотную, дорожки лабиринта нигде не пересекаются и никак не сообщаются друг с другом. Покинуть центр сооружения можно только одним путем — тем же, что привел к цели. Других выходов из лабиринта нет. Таким образом, забредшему в его недра путнику не приходится ломать голову над решением сложных задач: как быстрее пройти к цели и выбраться наружу. Все что нужно делать — это идти по дорожке, которая приведет к центру и выведет обратно.

Иначе устроены ходы-головоломки, именуемые на английский манер "мейзами" (maze). Мейзы по своему строению более изощренные и запутанные фигуры, нежели лабиринты. Как правило, в таких головоломках заложены несколько дорог к цели, два или более входов и выходов, дорожки сообщаются между собой и образуют развилки. Решить мейз, то есть пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто. Создатели выстроили сложные задачи: выбрать правильный вход, угадать направление на развилке или не попасть дважды на одну и ту же дорожку. Идея мейзов восходит к Средневековью и представляет собой результат освоения математической науки, нас же интересует классический лабиринт как наиболее древний культурный символ.

Простейший лабиринт существовал во многих модификациях. Внося небольшие изменения в технику создания базовой модели, его автор легко увеличивал или уменьшал количество дорожек, делал лабиринт квадратным, прямоугольным, получал различные варианты центрального ядра. Однако все эти модификации происходили из классического образца, который был широко распространен по всему свету и оставался неизменным на протяжении тысячелетий, просуществовав в своем первозданном виде вплоть до Средних веков и эпохи Возрождения.

Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
продолжение

Египетский лабиринт

Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Ка-рун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов - священных в Египте животных.

Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие". Много легкомысленных вошло в эту дверь и не вышло из нее. Это бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.

Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.



Критский лабиринт

Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.

Артур Эванс вел раскопки почтм 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.



Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, гранитный исполин в это время начинает вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.

По легенде в Критском лабиринте обитал Минотавр - человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Те-сею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.

Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра?



Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.

- В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., тоже находилось два лабиринта. Один из них, "Дом с лабиринтом", известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.

- Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет - станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.

- Были свои лабиринты в Индии - в храме Хапебт в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от алых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход з дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.

- В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.

В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко 11-1 тысячелетиям до н. э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.


Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
продолжение

В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.

- С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась "дорога в Иерусалим".



С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового христианина символизировало понятие "грех". Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались "Путь в Иерусалим". В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход. Наибольшего расцвета искусство создания "живых" лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.

Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его "прародителей" претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

Суеверия из лабиринта

В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.

* Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.
* В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.
* Не ходят в лабиринт и беременные женщины - есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.
* Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.
* В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.
* Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.
* Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Необычная Бензозаправка




Что же нам известно об этом странном строении?

Местоположение: городок Зилла, штат Вашингтон, США
Дата постройки: 1922 год
Архитектор: Джек Эйнсуорт
Предназначение: Бензо-заправка

Эта небольшая забавная бензозаправка была построена в 1922 году в память о большом скандале
"Крышка Заварника" (оригинальное название, не правда ли?).

Скандал "Крышка Заварника" относится к скандалу взяточничества администрации Белого дома Президента
Соединенных Штатов Уоррена Хардинга. Скандал разразился из-за разрешения аренды на месторождение
нефти на общественной земле в штате Вайоминг (США), названной так из-за массивного валуна, который напоминает
заварной чайник в поле.

В 1921, в соответствии с правительственным распоряжением Президента Хардинга, контроль над нефтяными запасами
в "Крышке Заварника" в Вайоминге и в Холмах Лося, Калифорнии, был передан от департамента Морского транспорта к
Министерству внутренних дел. В 1922, Альберт Б. Фол, госсекретарь США, сдал в аренду без тендера земли "Крышки Заварника"
Эдварду Доуэни. Эти сделки стали (1922-23) предметом расследования в Сенате.

Расследование выяснило, что в 1921, Доуэни дал взятку 100 000 $ за что и был приговорен к году тюремного заключения
и оштрафовал на 100 000 $, а месторождения нефти были переданы к американскому правительству решением Верховного
Суда в 1927.

Здание имеет цилиндрическую форму с конической крышей с "ручкой" из металлического листа и цементного "носика".
Это самая старая бензоколонка в США, хотя и не работает в данное время.

Как найти: городок Зилла (округ Якимы, Штат Вашингтон) - крошечный городок на Шоссе I-82.
Бензоколонка расположена приблизительно в полутора километрах к юго-западу от городского центра.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Необычный дом для лешего?



Этот необычный частный дом, который архитектор Саймон Дэйл построил для своей семьи в г. Уэльс, Великобритания. Дом был построен руками самого архитектора иего отца. Не обошлось при строительстве этого необычного дома и без помощи друзей.
По словам хозяина этой необычной постройки на строительство ушло порядка 1000-1500 человеко-часов и около 3000 британских фунтов, что в пересчете на рубли составляет чуть меньше 150 тысяч на момент публикации этой заметки. Удивительно дешевы вышла постройка своего дома Саймону, например один квадратный метр жилья вышел менее 3000 рублей, конечно же без включения стоимости рабочей силы, ведь хозяин строил его самостоятельно.



"Дом был построен с максимальной бережливостью к окружающей среде и это позволило максимально сблизиться с природой", сообщил владелец этого замечательного и необычного дома.

Дом позволяет жить в максимальной гармонии с окружающей природой.

На вопрос журналиста: "А зачем вам собственно такой дом?", Саймон отвечает, что это просто весело. Проживать свою жизнь не как все, идти своей собственной дорогой, дабы сбывались все наши самые заветные мечты.

Несколько занятных фактов о доме, если вдруг вы задумаете построить себе такое же необычное жилище:
# Дом построен на склоне холма для визуального сближения в окружающим ландшафтом;
# Выемной камень и грунт были использованы для укрепления фундамента и стен;
# Окна на крыше сделаны для естественного освещения и экономии электричества;
# Вода с крыши собирается в специальном водоеме для поливки растений и деревьев в саду;
# На крыше установлены солнечные панели для выработки электроэнергии для освещения дома в темное время суток.Местоположение: Уэльс, Великобритания
Архитектор: Саймон Дэйл



Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
124 озера под ледником

Огромная ледниковая шапка Антарктиды скрывает под собой целый мир, где подледниковые реки впадают в подледниковые озера, одни озера наполняются водой, а другие под тяжестью льда перетекают в свободные резервуары.



К этому выводу пришли ученые из Вашингтонского университета , Института океанографии имени Скриппс и Калифорнийского университета в Санта-Круз (США) под руководством доктора Бенджамина Смита (Benjamin E. Smith). С помощью методов дистанционного зондирования авторы работы обнаружили 124 подледниковых озера в западной части Антарктиды. «Cистема подледниковых озер и связанных с ними потоков воды очень активна. Озера могут наполняться водой и исчезать с периодичностью раз в год или даже чаще», — рассказывает доктор Смит.

Спящие и активные озера

Впервые о существовании подледниковых озер в Антарктиде ученые узнали довольно давно, в начале 50-х годов прошлого столетия. Это удалось сделать с помощью сейсмического зондирования. С тех пор стало известно о существовании 280 таких озер. До настоящего времени считалось, что все они находятся преимущественно в восточной части Антарктиды. Ученые выделили там даже целый район — Lake District. Кстати, именно там под толщей льда скрывается и легендарное озеро Восток. Долгое время гляциологи думали, что все подледниковые озера находятся как бы в законсервированном состоянии. Считалось, что скованные со всех сторон льдами, они представляют собой замкнутую систему, которая остается неизменной долгие годы.

О том, что в Антарктиде существуют и активные озера, то есть положение и гидрологические характеристики которых постоянно меняются, ученые узнали совсем недавно. Их обнаружили в 2005 году профессор Лоуренс Грей (Laurence Gray) и его коллеги из Центра дистанционного зондирования в Оттаве (Канада). Открытие полностью перевернуло представление о гидрологических процессах в ледниках. Впрочем, даже тогда ученым не приходило в голову, что активных озер так много и что они образуют целую систему подледниковых каналов и резервуаров с водой.
Источник: infox.ru

Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Археологи раскрыли одну из тайн острова Пасхи

Ученые из Манчестерского университета и Университетского колледжа Лондона утверждают, что поняли, откуда на каменных изваяниях (моаи) с острова Пасхи появились красные цилиндры (пукау).

По мнению Колина Ричардса и Сью Гамильтон, цилиндры создавали в каменоломне, расположенной в жерле древнего вулкана, а затем катили оттуда к статуям по дорожке, сделанной из красного вулканического пепла.

Именно такую дорожку, один край которой был выше другого, и обнаружили археологи. По их мнению, строители могли катить пукау на бревнах, чтобы доставить к месту назначения.

По утверждению Сью Гамильтон, островитяне пустили треть материала из кратера на производство цилиндров.

По версии ученых, первоначально каменоломня в горе Пуна Пау использовалась для изготовления статуй, и только затем «переключилась» на украшения для них, что выразилось в увеличении размера моаи.

Всего на острове Пасхи 997 статуй, а цилиндры на голове имеют менее 200 — те, которые были установлены на площадке для церемоний. Как пукау поднимали и прикрепляли к статуям, до сих пор остается загадкой сообщает Лента.Ру.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
<span style="font-size: medium;">[color= #0000ff;]<strong>О пирамидах...</strong>[/color]</span>



<strong>Французский ученый Лауэрт приехал в&nbsp;Египет 60 лет назад, чтобы найти ключ к&nbsp;тайнам пирамид, и&nbsp;остался там навсегда. И&nbsp;сегодня он, написавший массу книг, в&nbsp;свои 90 с&nbsp;лишним лет заявляет, что загадок для него стало еще больше, чем было. И&nbsp;пирамиды до сих пор остаются первым чудом света потому, что все, что мы знаем о&nbsp;них, является лишь догадками и&nbsp;предположениями. О&nbsp;тайнах египетских пирамид рассказывает египтолог кандидат исторических наук Института востоковедения РАН Татьяна Шакурова. Почему именно пирамида? Самый простой ответ, что пирамида &mdash; это простейшая законченная форма. Но пирамида также может олицетворять собой миф о&nbsp;загробном мире, который с&nbsp;течением времени эволюционировал вместе с&nbsp;архитектурной мыслью. Если ранние могилы представляли собой ямы со ступенями вниз, то позже появились погребения типа скамеек, а&nbsp;позднее ступенчатые пирамиды. Пирамиды Хеопса, Хефрена и&nbsp;Микеина тоже ступенчатые, только покрыты сверху облицовкой. Таким образом, эти сооружения должны были помочь умершим правителям побыстрее добраться по ступеням на небеса.

Есть предположение, что пирамиды выполняли не только погребальную, но и&nbsp;ритуальную функцию при жизни фараона. Перед строящимися пирамидами сооружали дворик, в&nbsp;котором после 33 лет правления и&nbsp;далее каждые три года проходил праздник Сед &mdash; юбилей фараона. Во время этого ритуала фараон должен был доказать, что он умный правитель, храбрый воин и&nbsp;сильный самец. Фараон бегал по этому дворику, выполнял различные упражнения, а&nbsp;также демонстрировал эрекцию, показывая свои половые возможности.

Представители неофициальной науки, занимающиеся исследованиями паранормальных явлений, тайны пирамид пытаются разгадать по-своему. Одни полагают, что камни в&nbsp;Великой пирамиды таят в&nbsp;себе систему взаимосвязанных чисел, мер, весов, углов, температур, градусов, геометрических задач и&nbsp;сведений о&nbsp;космосе. Вторая группа исследователей поддерживает идею, что пирамида &mdash; это прежде всего гигантская солнечная астрономическая обсерватория. А&nbsp;третья группа единомышленников сконцентрировалась на форме пирамиды и&nbsp;приписываемой ей способности оказывать физическое воздействие на живые существа и&nbsp;неодушевленные предметы.

На пирамидах даже стали делать бизнес. Дж. Патрик Фланаган из Калифорнии стал продавать пирамидки, которые, по его утверждению, могли повышать энергетику любого места. Внутри его модели пирамиды, например, побеги люцерны росли быстрее, а&nbsp;собака, помещенная в&nbsp;пирамидальную &laquo;конуру&raquo;, вдруг стала вегетарианкой. В&nbsp;той же Калифорнии один зубной врач подвесил над креслом пациента 72 маленькие металлические пирамиды, которые, по его наблюдениям, уменьшали боль и&nbsp;быстрее заживляли раны. А&nbsp;в Румынии в&nbsp;1989 году появилась пирамидальная установка для биологической очистки воды, которая убивала микробы. Было обнаружено, что в&nbsp;сооружениях типа пирамиды успокаиваются возбужденные дети, улучшается сон, уменьшаются менструальные спазмы, лучше начинает работать голова, повышается сексуальная активность. В&nbsp;1903 году англичанин Алистер Кроули, называвший себя &laquo;большим зверем&raquo; оккультного мира, за взятку провел свою первую брачную ночь в&nbsp;усыпальнице фараона. Но в&nbsp;свадебной церемонии возникли прозаические проблемы: твердый каменный пол сделал секс и&nbsp;сон невозможным.

Можно представить себе разочарование исследователей, впервые открывших саркофаг Хеопса и&nbsp;вместо мумии обнаруживших&hellip; лишь небольшую статуэтку. За всю историю египетской археологии &laquo;живой и&nbsp;невредимой&raquo; была обнаружена только мумия Тутанхамона, умершего в&nbsp;возрасте 18 лет. Остальные мумии фараонов Древнего царства до сих пор не найдены. Да и&nbsp;были ли они внутри саркофага? Татьяна Алексеевна предполагает, что поскольку в&nbsp;этой культуре любили мистифицировать, то отсутствие фараонов логично. После смерти правитель должен был отправиться в&nbsp;загробное царство, и&nbsp;он исчезал&hellip; с&nbsp;помощью жрецов, которые прятали его тело в&nbsp;другом месте. Такая догадка появилась после того, как археологи обнаружили место, где были спрятаны мумии почти всех царей Нового царства, гробницы которых в&nbsp;Долине царей были найдены пустыми. Двадцать мумий лежали, как дрова, далеко от Долины в&nbsp;замурованной пещере на берегу Нила.

В древнеегипетской культуре люди соучаствовали в&nbsp;одном творении, веря, что все, что они делают по приказу фараона, &mdash; это повелел сделать Бог. Кстати, в&nbsp;результате раскопок были обнаружены следы поселка для рабочих, что подтверждает теорию, согласно которой на строительстве пирамиды трудились не рабы, а&nbsp;наемные работники. В&nbsp;этом поселке жили тысячи людей, ежедневные потребности которых в&nbsp;питании и&nbsp;жилище эффективно удовлетворялись. Хотя представлять рабсилу этакими радужными идиотами тоже не следует, поскольку мы, люди XX века, не в&nbsp;состоянии понять людей, живших несколько веков назад. Но общее настроение, царившее в&nbsp;те времена, мы можем себе представить: нечто подобное происходило несколько позже на большой стройке социализма.
Древнее утверждение, что время боится пирамид, сегодня ставится под сомнение: пирамиды разрушаются. Местные власти даже перестали пускать в&nbsp;пирамиду Хеопса и&nbsp;к сфинксу не только туристов, но и&nbsp;ученых, потому что памятники разваливаются на глазах. На пирамиде Хеопса вместо верхушки образовалась уже целая площадка размером 10 квадратных километров. Иностранцев, желающих попрать святыню ногами, по камням поднимали наверх следующим образом: двое арабов подхватывали под руки, а&nbsp;третий подтягивал ноги. Сидя наверху первого чуда света, можно было даже испить чашечку кофе, доставленную снизу услужливой прислугой. Кстати, на великой пирамиде сидел Николай II, будучи еще наследником престола.

Российские ученые до пирамид до сих пор так и&nbsp;не добрались и&nbsp;вряд ли доберутся, в&nbsp;ближайшем будущем. Потому что за удовольствие покопаться в&nbsp;Гизе Саккаре надо заплатить миллионы долларов. Если в&nbsp;будущем и&nbsp;ожидать открытий, касающихся первого чуда света, то только от французов, осевших в&nbsp;Египте со времен Наполеона и&nbsp;тратящих огромные средства на изучение древнеегипетской культуры.

Египтяне не позволяют иностранным ученым копать самим. Среди местного населения сложились профессиональные династии, специализирующиеся на раскопках. Археологи находятся под постоянным контролем местных инспекторов, следящих за тем, чтобы ни одна найденная вещь не была вывезена за границу. Египтяне по какой-то причине перестали отдавать законную часть находок, полагающуюся согласно международным договорам.

Великая пирамида хранит молчание. Уильям Фикс, автор книги &laquo;Пирамидная Одиссея&raquo;, пишет: &laquo;Это огромно, это древне, это легендарно, это результат великого предприятия, здесь все могут видеть перекресток земли, и&nbsp;кажется, что она не принадлежит нашему миру&raquo;.

Из книги Николая Непомнящего &laquo;ХХ век: Открытие за открытием&raquo;</strong>
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Страшная тайна конкистадоров



Задолго до испанских конкистадоров индейцы Америки умели получать золото с использованием ртути.

Намывающие золотые крупинки из речного песка старатели не подвергаются при этом особым опасностям, если не считать разбойников и налоговой инспекции. Однако с помощью лотка добывается лишь очень небольшое количество золота, а большая его часть извлекается из руды промышленными методами. И есть какая-то злая ирония природы в том, что для отделения драгоценного «желтого дьявола» от пустой породы приходится использовать крайне ядовитые ртуть или цианиды.

До сих пор считалось, как подчеркивает infox.ru, что ртутный метод добычи золота был придуман в Европе еще в начале I тысячелетия, но получил распространение только в XII веке — хотя в Турции находили золото, полученное по этой технологии за несколько тысячелетий до н.э. Однако огромное количество золота инков и ацтеков, вывезенного конкистадорами из Америки в XVI веке, было именно старательским, а ртутную технологию якобы завезли в Америку именно испанцы. Этому способствовало обнаружение огромного месторождения ртути в Испании — здесь и сейчас добывается 3/4 всей ртути в мире.

Однако ученых всегда удивляло, что старательского золота было слишком много. И геолог Уильям Брукс вместе с коллегами из Перу и Колумбии решили проанализировать 7 образцов золотой фольги из поселения Уака-ла-Вентана культуры Сикан в Перу (VIII-XIV в. н.э.), а также из Колумбии и Эквадора. Методом индуктивно-связанной плазмы они установили, что во всех образцах содержится значительное количество ртути. Это свидетельствует об использовании ртутного метода добычи золота индейцами задолго до появления конкистадоров.

При обработке жидкой ртутью золотосодержащей руды образуется сплав ртути и золота, так называемая амальгама. При промывке тяжелая амальгама опускается на дно и отделяется от породы. Затем ее нагревают, испаряют ртуть и получают золото. Пары ртути чрезвычайно ядовиты, поэтому смертность на средневековых фабриках по амальгамации была очень велика, и сейчас этот метод применяют редко. Впрочем, достаточно вредна и остаточная ртуть в золотых изделиях индейцев. Не исключено, что ртутное отравление было одной из причин слабого сопротивления инков и ацтеков ничтожному количеству конкистадоров.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Армия, потерявшаяся в Египте 2,5 тыс. лет назад

Два итальянских археолога полагают, что им удалось найти остатки знаменитой персидской армии Камбиса, потерявшейся в песках в Египте 2,5 тыс. лет назад. Исследователями были обнаружены кости, украшения и вооружение.

Ученые предполагают, что бронзовое оружие, серебряный браслет, серьги, а также сотни человеческих костей — это все что осталось от 50-тысячной армии царя Камбиса II. Специалисты предполагают, что войска персов погибли во время большой песчаной бури, случившейся в 525 г. до н.э.

"Мы обнаружили первые археологические свидетельства об истории, упоминаемым Геродотом", — говорит Дарио Дель Буфало, член экспедиции из университета Лечче. Согласно Геродоту, Камбис, сын Кира II, послал войско из 50 тыс. человек из Фив захватить оазис Сива и разрушить храм Амона.

Спустя 7 дней пути в пустыне армия вошла в один из оазисов, которым, как полагают историки, был Эль-Харга. После того как войска вышли из него, их никто больше не видел. Геродот описывает гибель армии Камбиса так: «Ветер поднялся с юга, сильный и несущий смерть, увлекая за собой огромные столбы кружащегося песка, который полностью накрыл отряды Камбиса». Поскольку никаких следов погибших воинов не удалось найти, ученые стали склоняться к мысли, что эта история является вымышленной.

По словам итальянских археологов, найденные артефакты позволяют утверждать, что обнаружено точное место гибели армии Камбиса. Исследователи полагают, что сейчас остатки войска скрывает 5-метровая толща песка, сообщает Discovery.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Секреты производства золота инков

Чтобы обладать тем количеством золотых изделий, которые были отданы Колумбу со товарищи, необходимо было научиться выплавлять драгоценный металл в промышленных масштабах.

Примерно такой вывод сделал геолог Уильям Брукс (William Brooks) из Калифорнийского института исследований Перу и попытался в очередной раз доказать, что индейцы были одарёнными металлургами.

Когда в 1532 году испанские конкистадоры похитили императора инков Атауальпа (Atawalpa), они затребовали с индейцев золото и серебро. Несколько недель караваны из лам везли захватчикам тонны драгоценных статуй, чашек и прочих изделий. Европейцы позже расплавили их, чтобы везти в Испанию в виде слитков.

Уже тот факт, что инки обладали столь гигантским количеством дорогих артефактов, говорит о том, что они были знакомы с азами металлургии. К сожалению, прямых доказательств этому нет, и официальная наука полагает, что Северная и Южная Америки впервые увидели процесс выплавки драгметаллов лишь в 1557 году, когда один из его вариантов был разработан в Мексике колонистом Бартоломео де Медина.

Технология получения мало изменилась с тех самых пор. Чтобы извлечь драгоценный металл из руды, необходимо смешать измельчённую породу с жидкой ртутью.

Тогда образуются амальгамы, или сплавы, они более тяжёлые и их можно легко отделить от общей массы. После амальгамы нагревают до высокой температуры, ртуть испаряется, и в руках добытчиков остаются чистые золото или серебро.

Такой метод был известен ещё римлянам, однако широкое распространение он получил лишь в XII веке. Команда геологов и археологов, собранная Бруксом, показала, что инки тоже очищали золото при помощи амальгамирования.

Исследователи определили уровень ртути в семи образцах золотой фольги, которая была сделана в те времена, когда европейцы ещё не ступили на земли нынешних Перу и Колумбии (750-1375 годы нашей эры). Оказалось, что содержание Hg в них соответствует тому, что встречается в изделиях современной золотопромышленности Перу.

"Мы полагаем, что способ добычи золота при помощи амальгам практиковался в Андах задолго до того, как он получил распространение в Европе", — рассказал Брукс на недавнем заседании Геологического общества Америки (Geological Society of America).

Впервые об этом ещё в 1945 году заговорил польский инженер и археолог Артур Поснански (Arthur Posnansky), но его аргументы были признаны наивными. Впрочем, и Уильяму досталось. Дело в том, что почти все артефакты, исследованные Бруксом и его коллегами, были выкрадены с элитных мест захоронения, что делает происхождение обнаруженной в них ртути не совсем очевидным.

Поясним: как артефакты, так и тела в могилах обильно покрывали киноварью (HgS), красным пигментом. Именно его и могли выявить учёные. Чтобы точно подтвердить источник ртути в образцах, необходимо провести дополнительное изучение предметов, не связанных с похоронными обрядами.

На это Уильям отвечает, что загрязнение действительно могло иметь место, ведь музейные работники тщательно удаляли покрытие из киновари. Однако тогда учёные наблюдали бы в образцах различное содержание ртути, а оно оказалось примерно на одном уровне. К тому же кроме как знаниями о амальгамировании геолог не может объяснить способность индейцев выплавить столь большое количество драгоценных металлов.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Молот ведьм



Тема охоты на ведьм вызывает множество вопросов: существовал ли в действительности организованный культ служителей дьявола? Что именно вменялось в вину предполагаемым ведьмам? Какие психологические механизмы лежат в основе веры в колдовство? Как начались и почему неожиданно прекратились суды над ведьмами?

3 ноября 1324 года в Килкенни, Ирландия, была отлучена от церкви и сожжена заживо Петронилла де Митс — служанка состоятельной дамы Алисы Кайтелер. Этой казнью завершилось преследование Алисы Кайтелер епископом Оссорским, Ричардом де Ледреде, который в начале 1324 года выдвинул против нее сразу несколько обвинений: в отречении от Господа и католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с "демоном одного из низших классов ада" и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.

Леди Алиса была достаточно влиятельной, чтобы противостоять епископу, но все же ей пришлось переехать в Англию. Тогда "козлом отпущения" в этой истории стала ее служанка. И хотя под поркой Петронилла де Митс созналась во всем, что хотел услышать епископ: в посещении ночных оргий, принесении жертв демону, а также в том, что ее госпожа — искуснейшая из ведьм, — несчастную это не спасло.

Эта история стала одной из первых в печально известной охоте на ведьм, продлившейся несколько столетий и унесшей жизни, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч человек. Правда, в XIV веке колесо только раскручивалось и казни были относительно редкими. "Большая охота" началась в середине XVI века и продлилась примерно 200 лет — на этот период приходится около 100 тысяч процессов и 50 тысяч жертв. Своего апогея ведовская истерия достигла в Германских государствах, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени затронув Англию, Италию и Испанию, и почти не коснулась Восточной Европы и России. Лишь несколько процессов было в Америке, самый известный пример — Салемские события 1692—1693 годов.

Охота на ведьм многими воспринимается как символ "мрачного Средневековья", но, как видим, ее разгар приходится вовсе не на "безмолвные века", а на начало нового времени — на XVII и даже XVIII века. Кажется непостижимым, но людей сжигали во времена Ньютона и Декарта, Канта и Моцарта, Шиллера и Гете! Сотни тысяч "ведьм" пошли на костер в век научной революции, а среди судей были профессора университетов. Об охоте на ведьм историческая наука до недавнего времени знала очень мало, даже число жертв этой идеологической чумы не было известно. Лишь в последние десятилетия благодаря систематической кропотливой обработке судебных документов, монастырских и муниципальных архивов удалось воссоздать приблизительную картину событий.

Как все начиналось

Существует несколько версий относительно возникновения массовых ведовских процессов, ни одну из которых, впрочем, нельзя считать исчерпывающей. По одной версии, охота на ведьм стала лишь продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку, когда появляются сведения о секте катаров. XI—XII столетия, как известно, стали временем расцвета еретических движений богомилов, альбигойцев и вальденсов, и католическая церковь отреагировала на это созданием в 1215 году специального органа — папской инквизиции — для розыска и наказания еретиков. Однако инквизиция отнюдь не ставила своей целью уничтожение ведьм. Она преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. При этом весьма высок был процент оправдательных приговоров.

В соответствии с другой точкой зрения, ведьмы преследовались как некий фантомный "внутренний враг" наравне с другими изгоями, прежде всего евреями и прокаженными. Действительно, еще в XI веке появляются первые гетто для евреев в Германии и начинаются их массовые убийства в Испании. В 1179 году во Франции издается закон против прокаженных и гомосексуалистов. В конце XII века из Франции изгоняются евреи. И, наконец, в XIV веке в этой же стране происходят массовые убийства прокаженных. Но такие сопоставительные ретроспекции не проясняют причин массовой охоты на ведьм, развернувшейся многим позже перечисленных событий.

Существует и психоаналитическая интерпретация ведовских процессов, согласно которой они представляли собой массовую мисогонию — войну мужчин против женщин. Эту версию выдвинул французский историк Жюль Мишле, опубликовавший в 1929 году книгу "Ведьма и женщина". Эта оригинальная интерпретация и поныне вдохновляет идеологов феминистского движения. Но утверждать, что ведовские процессы были "женским холокостом", мешают два исторических факта — среди осужденных в колдовстве было около трети мужчин (а в Нормандии и Скандинавии даже подавляющее их большинство), а обвинителями очень часто выступали именно женщины.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
По самой курьезной из версий, охота на ведьм была следствием массового психоза, вызванного стрессами, эпидемиями, войнами, голодом, а также более конкретными причинами, в числе которых наиболее часто упоминается отравление спорыньей (плесенью, появляющейся на ржи в дождливые годы) или атропинами (белладонной и другими растительными и животными ядами). Однако принять эту версию мешает длительность эпохи преследования ведьм и очевидная бюрократичность, даже рутинность процессов. Кроме того, тогда придется признать, что расстройством сознания страдали не измученные голодом и стрессами крестьяне, а ученые демонологи и судьи: историки доказали, что рассказы о полетах на шабаш и других невероятных вещах, якобы вызванные галлюцинациями, были не фантазией обвиняемых, а всего лишь ответами на прямые вопросы следователей, добивавшихся с помощью пыток подтверждения своих собственных представлений о том, что и как должны делать ведьмы.

Наконец, согласно одному из самых убедительных объяснений, распространению ведовской истерии способствовало появление демонологических ученых трактатов — инструкций по поиску и искоренению ведьм. Они базировались на авторитете Ветхого завета: "Ворожеи не оставляй в живых", — гласит книга Исхода (22:18). Одно из самых влиятельных руководств такого рода — знаменитый "Молот ведьм" монахов-доминиканцев Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса — было издано в 1487 году по поручению папы Иннокентия VIII. В последующие 200 лет этот трактат выдержал 29 изданий и использовался для формализации судебных допросов. В XVI — начале XVII века появляется много изданий такого рода — "Демономания" Жана Бодена, "Демонология" короля Якова I Стюарта, "Демонолатрия" Николя Реми. Тон этих сочинений выдает глубокое внутреннее напряжение, которое находило выражение в конструировании кошмарной вселенной, где свирепствуют и предаются разгулу дьявольские силы. Из трактатов ученых демонологов в сердца и умы читающей публики постепенно проникал образ дьявольской служанки — ведьмы.

Образ ведьмы

При слове "ведьма" обычно представляют безобразную старуху (которая, впрочем, способна представляться прекрасной женщиной) с нечесаными волосами, редкими зубами и пронзительным взглядом, окруженную кошками и другой мелкой живностью. С помощью нечистой силы она вредит своим соседям, насылает болезни и смерть на людей, отбирает молоко у коров, вызывает непогоду, засуху и моровые поветрия, варит зелья, оборачивается разными животными и предметами, по ночам летает на метле или козле на ведовской шабаш — сатанинские оргии. Этот образ восходит отчасти к европейскому фольклору, отчасти — к творчеству демонологов начала нового времени. На многих картинах и гравюрах XVI—XVIII веков (от Питера Брейгеля-старшего и Альбрехта Дюрера до Франсиско Гойи) изображен один и тот же сюжет: обнаженные женщины, молодые и старые, в окружении магических книг, черепов, змей и жаб варят в котлах свое отвратительное зелье либо на козлах, собаках и ухватах летят на ночное сборище.

Образ ведьмы в трудах теологов XV—XVII веков формировался на основе древнего наследия — в образе злокозненной распутницы угадываются черты ветхозаветной Лилит, античной богини Дианы, Цирцеи, превратившей в свиней спутников Одиссея, Медеи и женских персонажей поэм Вергилия и Горация. Добавлением к этому образу стало новое истолкование необычных способностей ведьмы. Идея о том, что некоторые люди обладают сверхъестественными способностями, универсальна для всех народов Земли. Но в Европе позднего Cредневековья эти способности стали ассоциироваться с дьяволом — считалось, что ведьма приобретала свои умения в обмен на бессмертную душу. В результате на теле ведьмы якобы появлялась "дьявольская отметина" — неприметное пятнышко, нечувствительное к боли. Поиск этого пятнышка стал одним из стандартных следственных действий во время ведовского процесса. Другим "тестом" было испытание водой — предполагалось, что ведьма даже со связанными руками не тонет, потому что ей помогают ее домашние демоны и сам патрон. Стойкость на допросах, нежелание признаваться в злодеяниях тоже считались показателями ее нечеловеческой природы.

В глазах же европейских крестьян образ ведьмы был несколько иным — это не обязательно была женщина, главным был не пол, а внешность и поведение человека. Люди с физическими недостатками, одинокие, нелюдимые, злые и сварливые, пренебрегающие нравственными нормами или внезапно разбогатевшие, — вот кто рисковал приобрести репутацию ведьмы или колдуна. С ними уживались и даже старались обходиться как можно более вежливо, чтобы не навлечь на себя их гнев. Но как только что-нибудь случалось — ведьме угрожали, заставляли забрать назад порчу, даже били и царапали до крови (считалось, что это может снять заклятие). Не связь с дьяволом, не ночные полеты, а именно вредоносные действия ведьмы, колдовская порча — так называемая maleficia — пугали крестьян.

Вопреки распространенному стереотипу образ ведьмы как тайного врага, опасного для всего общества, более характерен не для католических, а для протестантских общин с их борьбой за идеологическую чистоту и категорическим отвержением всего, хоть отдаленно напоминающего магию. Католическая церковь более спокойно относилась к деревенским знахарям, она мирилась с существованием дьявола и его слуг, адаптируя таким образом дохристианские представления. В самом католичестве было много магии, клир и монастыри предлагали прихожанам и паломникам разные средства для чудесных исцелений и защиты от ведьм. Реформация отменила и эти средства, и мир в отношении всех инакомыслящих, будь то паписты или ведьмы. Инквизиция приговаривала ведьм к сожжению не за магию, а за ересь — договор с дьяволом и службу ему, протестанты же были гораздо более радикальны.

Было ли что-либо подобное в православии? Американская исследовательница Валери Кивельсон полагает, что ведовская истерия не коснулась России во многом из-за особого отношения к человеческому телу в восточном христианстве в отличие от католичества и тем более протестантизма. Хотя православие унаследовало иудео-христианское представление о женщине как сосуде греха, оно не приняло идеи падения Адама и первородного греха как основы христианского учения. Последствия были огромны: если для католицизма грехи плоти — основной порок и причина падения мужчины, а протестантизм относится к плоти как к косному "носителю" души, то в православии плоть воспринимается не как неизбежное зло, а скорее как благо, освященное воплощением Спасителя. Восточные теологи были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем их западные коллеги, и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше. В России не было теологической теории колдовства, и оно не было окрашено в сексуальные тона. В ходе русских колдовских процессов о дьяволе, этом патроне западных ведьм, речь заходила очень редко.

Важно и то, что в России уголовное законодательство в отношении колдовства в допетровскую эпоху не было развито, а Петр I своим указом 1715 года против кликуш, обычных обвинителей колдунов, раз и навсегда перекрыл канал доносов. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи, в которые, безусловно, верили русские крестьяне и горожане, и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами. К тому же православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к затяжной эпохе религиозных войн.

Франция была одной из первых стран, где охота на ведьм началась уже в первой половине XIV века, при папе Иоанне XXII. В 1390 году состоялся первый светский процесс по обвинению в колдовстве. С начала XVI века суды становятся массовыми, а на период 1580—1620 годов приходится настоящая эпидемия колдовской истерии. В середине XVII века парламент Парижа начинает отклонять дела о колдовстве, но последний ведовской костер во французской столице горел и совсем незадолго до гильотин буржуазной революции конца XVIII века.

Испанская инквизиция активно боролась с еретиками, но от охоты на ведьм Испания пострадала меньше других стран Европы. Наказания суда инквизиции были даже легче, чем у светских судов! Первая казнь ведьмы в этой стране датируется 1498 годом, а последние наказания за колдовство (две сотни ударов розгой и 6-летнее изгнание) — 1820 годом. В Англии закон против колдовства был принят в 1542 году, причем пытки были запрещены, а ведьм казнили через повешение. После 1682 года ведьм уже не казнили, 1712-м датируется последнее официальное обвинение в колдовстве, а в 1736 году, впервые в Европе, соответствующая статья закона была отменена. Жертвами охоты на ведьм стали около тысячи жителей Англии. В Германии, эпицентре ведовской паники, эта охота унесла жизни десятков тысяч человек.

Законы против колдовства, входившие в Каролинский кодекс 1532 года, предусматривали пытки и смертную казнь, а самым распространенным способом казни было сожжение заживо. Массовые процессы начались здесь во второй половине XVI века, под влиянием Реформации и Тридцатилетней войны, а последний приговор за колдовство был вынесен в 1775 году. Шотландия занимала второе место после Германии по жестокости процессов над ведьмами. Начавшись довольно поздно, в конце XVI века, особенно интенсивной охота на них стала со времени правления короля Якова VI Стюарта (в 1603 году он стал королем Англии под именем Якова I). Наибольшие волны преследований пришлись на 1640—1644-е и 1660—1663-е годы. Последняя ведьма в Европе была казнена в 1782 году в Швейцарии.
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
Администраторы
+ 68
Легенда
Странница
03:00, 01.01.1970
продолжение

Эффект "снежного кома"

Большую роль в превращении единичных процессов в массовые сыграли изменения в законодательстве — под влиянием папских булл XIV—XV веков в светские уголовно-судебные уложения попадают описания следственных методов инквизиции и статьи о наказании за колдовство. Колдовство признавалось исключительным преступлением — crimen exeptum. Это означало неограниченное применение пыток, а также то, что для вынесения приговора было достаточно доносов и показаний свидетелей. Пытки порождали эффект "снежного кома" — обвиняемые выдавали все новых и новых сообщников, с которыми якобы встречались на шабашах, и число осужденных росло в геометрической прогрессии. Так, например, в Салеме, небольшом городке, в котором насчитывалась всего сотня домовладений, за два года процессов было осуждено 185 человек.

Особенно интенсивными ведовские процессы были на территориях, затронутых Реформацией. Восприняв как догму демонологические построения своих политических противников, протестантские наставники стали своими силами бороться с "посланниками ада". "Колдуны и ведьмы, — писал Мартин Лютер, — суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола". И вскоре в лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, более суровые законы о колдовстве (например, был отменен пересмотр судебных дел). Пытаясь расколдовать мир, протестантские теологи породили массовую паранойю.

Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 "ведьмы". В Силезии один из палачей сконструировал печь, в которой за 1651 год сжег 42 человека, включая двухлетних детей. Но и в католических землях Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге.

Свободный город Кёльн помнит ведовскую панику 1627— 1639 годов, когда было уничтожено около тысячи человек. В Теттванге (Вюртемберг) в 1608 году почтенный отец семейства умер в тюрьме от пыток, его жену истязали 11 раз, пока она не призналась. А их 12-летнюю дочь в течение целого дня пытали с такой жестокостью, что сам палач только через десять недель решил, что она достаточно поправилась, чтобы выдержать дальнейшие истязания.

Дурен, священник из Альфтера, в письме к графу Вернеру фон Сальму так описывал ведовские преследования в Бонне начала XVII века: "Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены... Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием... Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать".
Жизнь - это то, что мы думаем о ней.(Марк Аврелий)
 
Доступ закрыт.
  • Вам запрещено отвечать в темах данного форума.